Среда, 28.10.2020, 11:12Приветствую Вас Гость | RSS
Степаненко Л.В. - учитель биологии
Меню сайта
Мини-чат
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка учителя


Главная » Статьи » Мои статьи

Живые якоря.

Тема урока: Живые якоря.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: урок-исследование.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • сформировать у учащихся новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы.
    • разъяснить особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
    • продолжать формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.
  2. Развивающие:
    • сформировать у учащихся умение разъяснять особенности строения корня и корневых систем, сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем.
    • развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.
    • анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
    • развивать творческое мышление и монологическую речь.
  3. Воспитательная:
    • осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка.
    • убедить в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, объяснение, эвристическая беседа.
  2. Наглядные: демонстрация таблицы "Строение семени”, мультимедийная презентация, учебно-методические пособия.
  3. Практические: наблюдение, лабораторная работа.

Методические приемы:

  1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
  2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.
  3. Технические: установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.

Оборудование:

  1. Натуральная наглядность: гербариии  однодольных и двудольных растений на каждый стол.
  2. Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Формируемые понятия:

  • корневая система,
  • главный корень,
  • боковые корни,
  • придаточные корни.

 

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Организация учащихся

Добрый день ребята! Можете садиться.

 

  1. Проверка изученного материала

(проводится игра «Ты – мне, я- тебе» по теме: «Строение семени покрытосеменных растений»)  - слайд 2.

 

  1. Введение в новую тему.

       Корень – это вегетативная часть растения, которая как правило находится под землей и выполняет свои строго определенные функции. 

     Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете? – слайд 3-9.

 

  1. Объяснение учителя и выполнение исследования

Учитель

  • обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей.
  • сообщает учащимся тему урока: «Виды корней и типы корневых систем». Учитель сообщает учащимся задачу урока: — Исследовать особенности строения и образования корневых систем, научиться распознавать корневые системы, выявить значение корней для растения;
  • знакомит учащихся с планом урока:
  • внешнее строение корня и его функции.
  • виды корней.
  • виды корневых систем.
  • рост корня.
  • движение корня.

 

     Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению – слайд 11.

     В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. (в ходе беседы выясняем какие корневые системы бывают у однодольных, а какие у двудольных растений).

     Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) .

     Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН) – слайд 12.

 

  1. Лабораторная работа: "Стержневая и мочковатая корневые системы”

Задания:

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры предложенных вам растений. Какой корень вы видите? Запишите в тетрадь (задание № 62).
  2. Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
  3. Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
  4. Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
  5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. Определите к какому классу принадлежат предложенные вам растения и занесите данные в таблицу (задание 63 – 5 растений отдельно от остальных).

 

  1. Закрепление материала и подведение итогов – слайд 13.

     Осуществляется в виде небольшого тестирования по вариантам и направлена на выявление усвоения изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

  1. Какие функции выполняет корень?
  2. Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
  3. Что такое корневая система?
  4. Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
  5. Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?

Учитель даёт анализ и оценку успешности деятельности учащихся на уроке, сообщает оценки за работу наиболее активных учащихся, выставляет их в журнал и дневники учащихся – слайд 14 - 16.

Учитель подводит итоги урока:

  • Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
  • Ребята, мы выполнили задачу урока?
  • Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
  • Было ли вам интересно?

Учитель читает стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!'

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

                                 (В.Жак) – слайд 17.

 

     7. Домашнее задание – слайд 18-19.

Изучить параграф 19, знать основные понятия. 

Категория: Мои статьи | Добавил: лариса (26.12.2014) | Автор: Степаненко Лариса Викторовна E
Просмотров: 707 | Теги: урок, 8 класс, корень | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Block title
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

    Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017