Четверг, 22.10.2020, 04:02Приветствую Вас Гость | RSS
Степаненко Л.В. - учитель биологии
Меню сайта
Мини-чат
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка учителя


Главная » Статьи » Мои статьи

урок по биологии "Земноводные" 7 класс

ЗООЛОГИЯ                                                                                  7 КЛАСС.

Тема: Земноводные (урок обобщения знаний).
Цель:   1. обобщение и укрепление знаний по теме.
              2. воспитание бережного отношения к природе.
              3. укрепление знаний по эволюционному развитию животных рыбы-земноводные   
                (далее з-в).
Оборудование:
1.    таблицы: «Внешнее и внутреннее строение з-в».
2.    раздаточный материал: а). мозг з-в (мозаика).
                                              б). перфокарты
                                               в). листочки для перфокарт, графического диктанта.
3. крупная идеограмма «Мозг рыбы».
4. экологическая шкатулка.
5. магнитофон.
6. презентация к уроку (Приложение 1).

На доске:

«Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась».   А.Брем.

Таблица №1.

Органы тела    Особенности з-в по сравнению с рыбами
1.    голова
2.    позвоночник.
3.    конечности.
4.    покровы тела.    

Таблица №2.

признаки    лягушка    головастик
1.    местообитание
2.    передвижение.
3.    части тела.
4.    способ питания.
5.    органы дыхания.
6.    строение сердца.
7.    боковая линия.
8.    кровообращение
9.    хорда.        

Вступление:

     Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что касается земноводных (слайд 1).
     Лягушкам не повезло, правда, в далекие времена, некоторые народы считали их причастными к сотворению мира. Но эти времена для лягушек прошли давно, и сейчас отношение к ним более чем прохладное. «Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!». Самым страшным проклятием считается – Чтобы на тебя напала саранча, вредные мухи и жабы. Хотя одно время, врачеватели готовили из жаб лекарства от болезней, закапывали в землю – для урожая и совали в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки. 
Один из героев «Мертвых душ» Собакевич сказал: «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот!» (слайд 2).

Вот такие нелестные мнения об этом классе животных, и все же давайте попытаемся доказать, что вовсе не такое бесполезное это животное жаба.
Для начала проведем небольшую разминку, и посвящена она будет внешнему строению
 з-в, приспособленности их к среде обитания.

1.    В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов з-в, а в тропиках до 15 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение з-в по земле?
2.    Какое значение в дыхании з-в имеет кожа?
3.    Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?
4.    Какие признаки приобрели з-в в связи с наземным образом жизни?
5.    Почему у класса такое двойное название?
6.    По какому признаку класс относится к типу Хордовые?
7.    Закончите предложения  (на доске):
В отличие от рыб, тело з-в покрыто … кожей, которая богата …, выделяющими …. Через увлажненную кожу осуществляется …. У некоторых з-в кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.

     При изучении зоологии, да и не только ее, мы часто сталкиваемся с загадками, с неразрешенными фактами.
Например, тритоны Сибирские углозубы – их находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор Банников считает, что «во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался,  и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение». Так как ультразвуковое исследование показывало их истинный возраст – 75-105 лет.
     Вопросов очень много, но мы с вами тоже можем ответить на некоторые из них. Вот, например, ЗАЧЕМ?
1.    краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко?
2.    з-в обладают максимальным среди позвоночных зрением в 360º? Но у разных видов она имеет разную направленность: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально.
 Или  ПОЧЕМУ?
1.    Слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением, как к наземной, так и к водной среде обитания?
2.    Кое-где в деревнях сажают в бидон с молоком лягушку, когда хотят, чтобы молоко долго не скисло?
3.    У з-в нет боковой линии, хотя вода так же является их местом обитания?
 За это время мы с вами несколько раз упомянули рыб, давайте попытаемся все вместе заполнить таблицу №1 на доске (змейкой), (слайд 3).

     Теперь я предлагаю вам перейти к следующей части нашего урока – повторению особенностей внутреннего строения з-в.
«Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб» (Арман Лейриц начало 20 века).

Мы с вами так же не будем уподобляться хирургу, и следующий этап своей работы проведем ни со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой.

Графический диктант: + да, - нет.

Вопросы (слайд 4):
1.    Можем ли мы назвать основной причиной изменения скелета з-в переход к наземному образу жизни?
2.    Плечо, голень, стопа – все это составные части передней конечности.
3.    В черепе з-в лучше развит лицевой отдел, чем мозговая коробка.
4.    Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей.
5.    У з-в так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей.
6.    Подвижность головы з-в связана с наличием шейного позвонка.
Ответ: (слайд 5)+-++-+.

     А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока:
«Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 6).
Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?
Ответ: 1 млн. 260 тысяч.

- Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?
- Какая система органов з-в здесь работает, прежде всего?
  (зарисуйте ее на доске и кратко расскажите о ней – проследить сходство и различие с рыбами).

     Герой «Отцов и детей» Тургенева Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: «Я лягушку распластаю, да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается».
Уже сотни лет с первых опытов Спаллациани, возможно, и раньше, лягушки работают на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке, второй – в Токио на деньги студентов.
     В школе, к счастью, нет острых опытов, а потому наши знания по кровеносной системе мы проверим по перфокартам.
- работа с перфокартами.

     Итак, в чем же проявляется сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и з-в? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске (слайд 7-8):
РЫБЫ:  сердце-тело-сердце
З – В  :   …-…-…
              …-…-…
А теперь мы с вами перейдем к повторению системы, которая регулирует у всех животных работу органов – к нервной системе. Попытайтесь из частей мозаики правильно воссоздать строение головного мозга з-в. (работа с мозаикой)
      1. Какие отделы мозга развиты у з-в лучше, чем у рыб?
      2. С чем это связано?
Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух.
   Почему?
  3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?
 4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочкою то в дальнейшем, она будет хватать за палочку, даже если на ней нет корма?
 5. Какие органы чувств помогают з-в ориентироваться во внешней среде? Какое  значение имеет расположение их на верхней части головы?

     Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн. лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) стали вдоль автострад устанавливать специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: «Осторожно, лягушки!».
Но все же это гибель взрослых особей… А мне кажется, что лягушка может погибнуть еще до того, как станет лягушкой. Какие экологические условия являются благоприятными для их размножения?
В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?
Почему оплодотворение з-в называют внешним? А икру они мечут не мелкими группами, а комком?
Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?
Заполним таблицу №2 змейкой на доске (слайд 9-10).
О чем, с точки зрения эволюции,  мы можем с вами сказать, глядя на эту таблицу?

Заключение:
(слайд 11). 
     Кривин в своей экологической сказке «Почему вы не любите жабу?» сказал: « Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть.»
Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? возвратившись к основному вопросу урока: В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

РЕЗЕРВ:
Загадки:    1. Не вручали приз ни разу
                      Мне друзья в своем кругу.
                      А ведь я отличным брасом
                      Многих переплыть смогу.   (лягушка) – (слайд 12).

    2.Повелось уж так издревле,
 Что живу я не в воде.
 Обитаю на деревьях,  
 А икру мечу в воде.    (квакша) – (слайд 13).

                        3.Кто в пруду под ряской пышной
                          Под раскидистым кустом.
                          Как всегда свободно дышит
                          Черным сплюснутым хвостом.   (тритон) – (слайд 14).
4.     Перепутав, вроде, сроки
       Средь прудов и там и тут
       У кого сначала ноги
       Ноги задние растут?    (головастик.) – (слайд 15).

 

5.    У какой лесной лягушки
     Яд такой, друзья мои
     Что куда сильнее яда
           Ядовитейшей змеи.   ( лягушка кокон – Ю.Америка).


Кроссворд:        ЖАБ
                     КВАКШ
                   ЛЯГУШК          А
                 ЖЕРЛЯНК
           САЛАМАНДР
(слайд 16 - 17).

Составьте название земноводного:
 
Я ШАГ ЛУГ                          Лягушка
КОЛ ИВА СТОГ                   Головастик
РАНА САД МОЛ                 Саламандра
ЖАР ЯК ЛЕН                       Жерлянка
ВАШ КАК                             Квакша

(слайд 18 -19).

Степаненко Л.В.
Ставропольский край 
город Минеральные Воды
МОУ лицей № 3 

Категория: Мои статьи | Добавил: лариса (28.09.2014) | Автор: Степаненко Лариса Викторовна E W
Просмотров: 746 | Теги: земноводные, урок, 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Block title
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

    Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017