Четверг, 22.10.2020, 04:37Приветствую Вас Гость | RSS
Степаненко Л.В. - учитель биологии
Меню сайта
Мини-чат
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка учителя


Главная » Статьи » Мои статьи

Многообразие, строение и жизнедеятельность бактерий. Урок по биологии в 6 классе.

Тема: Многообразие, строение и жизнедеятельность бактерий.

                                                                                       6 класс.

Цель: 

1. сформировать у учащихся знания об особенностях строения бактерий, их роли в       природе и жизни человека.

2. научить школьников распознавать представителей разных групп организмов.

3. познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от других организмов.

4. раскрыть особенности строения, питания и распространения бактерий в природе.

 

Оборудование:

таблицы «Строение бактерий», «Питание Бактерий», лента времени.

 

Ход урока:

 

  1. Вступительное слово учителя – (эмоциональный настрой на урок).

     Сегодня у нас с вами необычный урок! Сегодня мы вновь отправимся в путешествие. В путешествие во времени, в мир до конца не распознанный, не разгаданный и таинственный, в мир мельчайших частиц, рассмотреть которые возможно лишь под микроскопом. Но прежде, чем мы отправимся в него, я хотела бы уточнить у вас:

  1. как называются все живые организмы на Земле?
  2. на какие царства делится биосфера?
  3. что такое биомасса?

            В процессе нашего путешествия мы узнаем много нового о самых мельчайших организмах на Земле, об одном из представителей которых писатель- фантаст Г.Уэльс устами своего героя сказал:

«Да, здесь сидит под замком эпидемия. Стоит разбить такую пробирку и вылить ее содержимое в резервуар с питьевой водой, сказать этим крохотным живым частицам: «Идите, растите и размножайтесь, наполняйте цистерны!»,- и смерть – таинственная и быстро подкрадывающаяся, смерть – быстрая и ужасная, смерть – жалкая и исполненная мучений, обрушится на город и пойдет косить направо и налево. Только выпустите бациллу в водопровод, и прежде чем мы сможем преградить ей путь и снова ее выловить, она опустошит всю столицу»

И я предлагаю вам отправиться в путешествие в мир микробиологии, в царство бактерий, чтобы выяснить следующее:

1. чем отличаются представители этого Царства от других живых организмов на Земле, за какие такие заслуги их выделили в отдельное царство?

2. каково внутреннее и внешнее строение бактерий, а так же значение их в природе и жизни человека?

3. научиться сравнивать на первый взгляд совершенно разных представителей разных Царств живого мира и находить в них черты сходства и различия и уметь объяснять таковые.

 

- А может быть не стоит и отправляться в это путешествие? Может быть, у вас уже есть готовые ответы на этот вопрос?

- Тогда в путь! В нашей экспедиции участвуют историки, исследователи и врачи.

 

         2. Изучение нового материала.

     Учитель: Итак, представьте себе, что мы с вами пассажиры машины времени и отправляемся на много столетий назад, а точнее

3.5 миллиарда лет назад.

Земля – сплошной Океан. Планета безлюдна, нет ни птиц, ни зверей, ни рыб.

Воды кристально чисты, воздух… нет, он совсем не тот, что теперь – и дело не в его чистоте – здесь абсолютно нет кислорода.

   

      Ученик 1 (биолог).

Жизни нет в нашем понимании ее. Сейчас на земле расцвет самых древних организмов на Земле – бактерий. Некоторые из них будут называться «археобактерии», что значит «древние».

Ведь первые из известных нам организмов появятся только спустя 2 миллиарда лет и будут это одноклеточные водоросли.

Некоторые из бактерий уже тогда могли синтезировать из атмосферных газов кислород, и именно благодаря ним на Земле существует жизнь в том виде, к которому привыкли мы.

 

     Учитель: Я предлагаю не задерживаться здесь, а перемахнуть через достаточно большой промежуток времени, чтобы попасть в

7 век до нашей эры.

 

     Ученик 2 (биолог).

Бактерии все больше завоевывают мир, их масса превышает массу всех организмов вместе взятых. В 1 грамме плодородной пахотной земли их 2,5 миллиарда. Они составляют до 90% биомассы океана. Известны бактерии, обитающие у глубоководных океанических кратеров при огромном давлении и температуре свыше 360 градусов по Цельсию. Вмерзшие в лед бактерии позже обнаружат на глубине 430 метров, в горячих источниках с температурой 78 градусов по Цельсию, они растут и размножаются.

Многие освоили новую для себя среду обитания – организмы растений и животных.

 

Учитель: Древние врачи пытались объяснить болезненные явления в организме человека влиянием на него внешних условий. Это, по их мнению, подтверждалось тем, что наиболее массовые эпидемии или пандемии (от греческого слова «пандемос» -«всеобщий») сопровождались массовыми заболеваниями растительного и животного мира – эпифитиями и эпизоотиями.

Гиппократ, например, считал причиной ряда болезней «внутреннюю гнилость» и предлагал искать причину их в самом организме. Позже его взгляды изменились представлениями о миазмах – ядовитых испарениях почвы, вызывающих заболевания.

 

     Ученик 3 (историк) – на доске карта Пунических войн.

Уже в те далекие времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях и других возбудителях инфекционных заболеваний, они подозревали друг друга в умышленной передаче и распространении «мировой заразы». Любая эпидемия сопровождалась человеческими жертвами не только вследствие заболеваний, но и в результате расправы над мнимыми отравителями колодцев, чародеями и колдунами.

В период с 264 по 146 гг. до н.э. между рабовладельческим Римом и Карфагеном шли войны за Западное  Средиземноморье, вошедшие в историю под названием Пунических римские войска осадили Корфаген, защитники которого стойко сопротивлялись.

Казалось, что захватить город невозможно, и тогда римляне начали забрасывать в осажденный город чумные трупы. Победа, которой не смогли добиться в бою, была захвачена хитростью.

Рассказывают, что испанские конкистадоры завоевали Америку не только огнем и мечом, но и хитростью. Они подарили индейцам одежду, принадлежавшую больным оспой, чем вызвали эпидемию, в результате которой погибло около 3 миллионов индейцев.

 

 

Учитель: Благодаря нашему историку, мы с вами перенеслись гораздо ближе к нашему времени

год 1676 нашей эры.

В Голландии родился великий ученый Антонии Ван Левенгук (г.Делфт).

Чем же он знаменит? (вспоминаем знания из ботаники).

И именно благодаря ему мы с вами можем разглядеть под микроскопом еще один мир – Мир Бактерий.

 

     Ученик 4 (биолог)- на доске группы бактерий по внешнему строению:

Из дневников Антония Ван Левенгука видно, что он находит анимакулей (или «зверюшек») везде: в гнилой воде, в тиши каналов, и даже на собственных зубах. Они все одноклеточные, часто собираются группами, в колонии.

Именно тогда их стали подразделять на группы по внешнему строению:

Палочковидные бактерии начали называть бациллами, изогнутых, как запятые – вибрионами, похожих на спираль – спириллами, шарообразных – кокками.

Некоторые бактерии способны быстро передвигаться при помощи жгутиков, которые представляют собой скрученные винтообразно нити. Самые крупные из них не превышают в размере 0,01 мкм.

 

Учитель: На могиле Антония Ван Левенгука высечены слова: "Микроскоп, придуманный и описанный им по-фламандски, оценен всем миром".

Началось повальное увлечение исследованиями с помощью микроскопа – появились наука микробиология.

     Но прежде чем мы с вами приступим к изучению более детальному внутреннего строения бактерий,  я хотела  бы, чтобы вы вспомнили:

  1. В каком, уже не раз упомянутом нами Царстве, мы с вами встречались уже с одноклеточными микроорганизмами?
  2. Что это были за микроорганизмы?
  3. Помните ли вы их строение и предназначение их частей?

     Я предлагаю в течение 2-х минут поработать самостоятельно с карточками на столах (заполнение карточек по внутреннему строению хламидомонады – где часть карточки с бактерией закрыта).

 

     А теперь откройте вторую половину карточки. На ней изображена бактерия и ее внутреннее строение. Как видите оно очень простое.

1. Что сразу бросается в глаза? В чем сходство бактерии и хламидомонады? (оболочка, цитоплазма, жгутики, клеточные включения – сразу выясняем попутно их функции, которые то же сходны).

2. Чем они различаются?

3. А почему у бактерии нет светочувствительного глазка? хроматофора? чем, по-вашему, она тогда питается?

    Разбираем питание бактерий:

 

сапрофиты

симбионты

паразиты

извлекают вещества из мертвого и разлагающегося материала (бактерии гниения).

Симбиоз – это…

бобовые  -  клубеньковые бактерии;

человек  - кишечная палочка.

болезнетворные – живут и питаются за счет хозяина.

 

  1. А где же у бактерий главная часть клетки – ядро?

Что представляет собой ядро у хламидомонады? Что в нем находится? Для чего? А что же бактерии не размножаются? А как же объяснить эпидемии?

(введение понятия кольцевой молекулы ДНК) Почему же это не ядро? (нет ядерной оболочки)

  1. Так в чем же заключается основное отличие Царства растений и Царства бактерий? Можем ли мы с вами предположить, что бактерии были предками растений? (сине-зеленые или цианобактерии).
  2. Но, ребята мы с вами знаем,  что  в любом живом организме происходит обмен веществ и идет процесс дыхания. Как вы думаете, как это происходит у бактерий? А процесс размножения у бактерий – это деление на две части, что является еще одним доказательством их первообразности.

 

Заключение:

- Итак, ребята, мы с вами постепенно добрались до наших дней. Мы уже достаточно много знаем о бактериях, а сколько тайн они еще не открыли для нас…

Бактериям мы еще уделим некоторое время в курсе ботаники, а более подробно будем говорить о них в курсе «Общей биологии».

- Но мы с вами отправлялись в путешествие, чтобы ответить на определенные вопросы. Давайте вернемся к ним и теперь попытаемся на них ответить.

Что еще нового вы узнали на уроке?

Интересен ли мир микробиологии?

О чем бы вы хотели узнать на следующих уроках?

 

Задание на дом:

  1. Заполнить таблицу или нарисовать схему по строению и функциям органов бактерий, используя знания, полученные на уроке.
  2. Подготовить сообщения по:

а). использованию бактерий в хлебопечении и пивоварении.

б). О кисломолочных бактериях.

в). О бактериях гниения.

  1. § 86.

 

Если осталось время,  возможен рассказ учащегося об использовании бактерий, как оружия.

      «Однако вскоре и в самом деле бактериологическое оружие было пущено в ход. Применили его не анархисты, а педантичные немцы во время первой мировой войны. В 1915 году они заразили болезненным микробом оспы скот, который отправляли из американских портов для войск союзников в Европе. Эпидемию холеры пытались вызвать в Италии. А в США после их вступления в войну, прокатилась волна столбняка, который развивался после применения пластыря, содержащего споры столбнячной палочки.

     В 1925 году в Женеве представителями более 48 государств был подписан «Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых, и других подобных газов и бактериологических веществ". Несмотря на это, в западной печати живо обсуждался вопрос о возможностях бактериологической войны. А японские империалисты предпочитали действовать.

     Первые бактериологические лаборатории для подготовки оружия были созданы по приказу императора Хирохито в 1935-36 гг. на территории оккупированной Манчжурии. Во главе одной из них стоял знаменитый японский бактериолог генерал ИСИИ Сиро, другой руководил ветеринарный врач, генерал Вакамацу. О преступлениях, которые творили ученые палачи мир, узнал после разгрома советскими войсками Квантунской армии.

     Первая попытка практического применения оружия состоялась в 1940 году под личным руководством генерала Исии. На китайский город Нинбо японцы сбросили бомбы, начиненные блохами – переносчиками чумы. И черная смерть не замедлила уничтожить значительную часть населения города. В 1942 году были заражены тифом и выпущены из лагерей сотни китайских военнопленных.

     Советские войска, разгромившие Квентунскую армию, спасли миллионы людей от неминуемой гибели. Японцы не успели перейти к массовому уничтожению. Оборудование лаборатории было в спешном порядке уничтожено, однако скрыть следы преступной деятельности полностью не удалось.

     К бактериологической войне готовилась и гитлеровская армия. Ответственным за принятие решения по этому вопросу  был Геринг, заместителем которого по этому вопросу был профессор Бломе. В бакинституте, который находился под Познанью, выращивались возбудители смертельных болезней и вредители растений. Он прихватил с собой культуру чумных бактерий, надеясь продолжить преступные эксперименты на территории Германии. В военных лагерях до последних дней войны продолжались эксперименты на военнопленных: их заражали сыпным тифом, сибирской язвой, дизентерией и туберкулезом, а затем испытывали новые лекарства.

     Учитывая опасность, которую бактериологическая война представляет для человечества, правительства и ученые многих стран выступили с протестом против создания бактериологического оружия. В июне 1952 года была создана международная комиссия из крупных ученых, расследовавших деятельность японских и немецких разработчиков этого оружия в годы войны. Протокол проведения расследования заканчивался призывом ко всем народам не допускать использования завоеваний науки для уничтожения человечества. В 1972 году был подписан Международный договор о запрещении бактериологических средств ведения войны».

Категория: Мои статьи | Добавил: лариса (18.10.2014) | Автор: Степаненко Лариса Викторовна
Просмотров: 1097 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Block title
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • рейтинг сайтов
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

    Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017