Экскурсия "Осень в природе"
Урок – экскурсия : Разнообразие растений. 6 класс
Осенние явления в жизни растений.
Цель: Развивать у учащихся понятия об органах растений, о взаимосвязях в живой и неживой природе.
Изучить жизненные формы растений.
Познакомиться с осенними явлениями в жизни растений.
Привить навыки поведения в природе.
Оборудование: гербарные папки, ручки, блокнот
Ход работы:
На начальном этапе проводится подготовка учителя: разрабатываются задания, ребята делятся на группы по уровню сложности, вопросы подбираются дифференцировано.
До начала урока проводится инструктаж по технике безопасности, прорабатывается маршрут.
1.Вступительная беседа учителя: Ребята, посмотрите вокруг, красиво, правда? А как вы думаете, почему каждый раз выходя в природу, мы с вами удивляемся, отдыхаем и восхищаемся?
Вспомните уроки литературы, как много поэтов восхищалось природой, черпали из нее вдохновение.
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Там нива полная щетинится, а там уж
Озимь яркая блеснула изумрудом… (И.Греков).
Ребята, а давайте присмотримся получше к природе, и к ее осеннему разнообразию. Скажите мне, чем различаются растения, на какие группы они делятся? (немного поговорим об отделах растений).
Как вы думаете, почему происходит изменение в окраске листьев? (поговорим об окраске листьев, об изменениях в неживой природе осенью).
Подойдем к основной теме нашего урока – изменения окраски листьев, листопаду.
2.Работа по группам:
Задание 1:
1.Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки, характерные для них. Соберите для гербария листья с различной окраской.
2.Определите типы плодов, встреченных на деревьях.
Задание 2:
- Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, осенние явления, характерные для них.
- Соберите гербарий плодов и семян кустарников.
- Определите типы плодово-ягодных растений.
Задание 3:
- Запишите в блокнот названия, знакомых вам травянистых растений.
- Соберите гербарий цветущих поздней осенью трав.
- Определите тип плодов злаков.
После выполнения задания ребята собираются в круг, делятся своими знаниями, отвечают на заданные учителем вопросы, ответы на которые получены в результате наблюдений. Учитель должен стать центром обсуждения, постоянно преподнося учащимся новые знания.
Учитывая экологическую обстановку на р. Кума нужно выяснить источники загрязнения и меры борьбы с ними.
Задание на дом: 1. Систематизация полученных знаний.
2. Составление отчета по экскурсии.
3. На выбор: проект очистки загрязненных участков р.Кума (возможно
и экологическая очистка различных районов города) или сочинение
на тему «Экскурсия».
|